Одним из основных условий становления и нормального функционирования бизнеса является налаживание взаимодействия с банками. Если расчетное обслуживание, как правило, не вызывает проблем, то контролирующая функция банков беспокоит хозяйствующие субъекты все больше.
Ситуация усугубилась в связи с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2011 года. Согласно нововведениям, банки получили почти неограниченное право запрашивать у компаний интересующую информацию (например, о структуре бизнеса, о конкретных хозяйственных операциях, о выгодоприобретателях и т. п.). При неполучении необходимых сведений может быть отказано в банковском обслуживании или заблокирован расчетный счет.
Рассмотрим основные моменты, с которыми приходится сталкиваться сегодня некоторым компаниям. Проблемы касаются, в основном, тех, кто для повышения безопасности бизнеса и собственников ведет свою деятельность в группе субъектов. Именно эти шаги часто идут вразрез с целями банка как контролирующего органа, так как ограничивают для них прозрачность информации.
Взаимодействие банков и их клиентов в рамках закона 115-ФЗ: выявление бенефициаров
Начиная с 2013 года, для открытия счета компании обязаны представлять в банк сведения о получателях своих платежей. Но до сих пор для проверки подлинности данной информации у банков не было ни достаточных полномочий, ни специального механизма.
Но теперь, согласно изменениям в законе 115-ФЗ, существенно ужесточена ответственность за невыполнение банком возложенных на него функций. В связи с этим они стали особенно тщательно подходить к проверке информации о бенефициарах.
В результате клиенты получают требования о передаче даже тех сведений, которые прямо не касаются отношений между ними и банком и, кроме того, часто носят весьма конфиденциальный характер. В частности, запрашиваются:
- все оправдательные бумаги по операциям на сумму свыше 600 тысяч рублей или тем, которые кажутся сомнительными;
- документы, подтверждающие расходование средств при обналичивании их с расчетного счета;
- налоговые декларации;
- платежные документы на перечисление «таможенного» НДС при расчетах с зарубежными поставщиками.
Бывают и ситуации, когда банки запрашивают у индивидуальных предпринимателей сведения о бенефициарах, а при отсутствии информации о них предписывают указывать собственные данные. Еще более необычно выглядит требование о личной явке в банк бенефициара или его представителя.
Многим клиентам такой жесткий контроль кажется необоснованным, но подобное поведение банков связано с проверками их самих со стороны ЦБ РФ. От них требуется максимально полный сбор информации по сомнительным операциям, ведение отдельного учета, анализ источников поступления средств, направлений расходования и сопоставление их с целями деятельности клиента.
Методические рекомендации, которыми руководствуются банки в своей работе, во многом объясняет постоянно растущий объем запрашиваемой информации.
Взаимодействие банка и индивидуальных предпринимателей
Эта категория клиентов удостоилась особенно пристального контроля. Все дело в частом снятии наличных с расчетного счета и обосновании его целей. Деятельность ИП в группе компаний призвана, в первую очередь, облегчить проведение таких операций. Но в последнее время банки все более подозрительно относятся к обналичиванию и вводят разнообразные ограничения. Например, они пытаются установить лимит на снятие, требуют держать на счете неснижаемый остаток в значительной сумме или вообще сразу отказывают в открытии счета.
Такой плотный контроль и нежелание, в результате, работать с ИП, объясняется и тем, что ЦБ РФ снизил планку вовлеченности в сомнительные операции банков, превышение которой может привести к их ежедневному мониторингу. А выдачу наличных, особенно по счетам ИП на личные нужды, трудно проконтролировать.
Важно упомянуть про финансовую сторону обслуживания индивидуальных предпринимателей. Комиссия за снятие наличных для них выросла в последнее время в 2–3 раза. Кроме того, ИП ограничены в объемах снятия наличных (обычно не больше 1 миллиона рублей в месяц), что иногда серьезно затрудняет ведение бизнеса.
Но, если индивидуальный предприниматель получает экономически обоснованные доходы, не служит подставным источником обналичивания для остальных участников группы, то есть шанс наладить, в итоге, эффективные отношения с банком. Но для этого придется заранее, еще на этапе проектирования структуры своего бизнеса, предусмотреть определенные затраты времени и сил, связанные с подготовкой дополнительных документов и разъяснений.